Алексей Николаевич Назаренко

ТЕОРИЯ ФОТОГРАФИИ: КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Назаренко, А. Н. Теория фотографии: Ключевые направления исследований / А. Н. Назаренко // Медиа в современном мире. 61-е Петербургские чтения : статьи участников ежегодного апрельского научного форума, Санкт-Петербург, 21–22 апреля 2022 года. Том 2. – Санкт-Петербург: ООО “Медиапапир”, 2022. – С. 67-69. – EDN JDQINC.

Аннотация: Теоретическое осмысление феномена фотографического образа имеет, по самым скромным оценкам, вековую традицию. В докладе предлагается классификация ключевых предметных областей в теории фотографии. Кроме этого обозначаются ключевые направления исследований фотографического образа, актуальные на данный момент.

Ключевые слова: теория фотографии, философия фотографии, визуальные исследования, визуальная коммуникация, медиафилософия.

Назаренко, А. Н. Теория фотографии: Ключевые направления исследований / А. Н. Назаренко // Медиа в современном мире. 61-е Петербургские чтения : статьи участников ежегодного апрельского научного форума, Санкт-Петербург, 21–22 апреля 2022 года. Том 2. – Санкт-Петербург: ООО “Медиапапир”, 2022. – С. 67-69. – EDN JDQINC.

Традиция теоретического осмысления феномена фотографического образа не нова. Однако в начале XXI в. технология фотографии сделала большой рывок: возникли новые технические возможности фотографии, новые экспозиционные и коммуникативные тех- нологии, изменилась сама культура фотографии. Эти обстоятельства приводят к необхо- димости расширения исследований фотографии и углубления её научного и философского осмысления.

Проанализировав актуальное состояние теории фотографии, можно сказать, что ис- следования осуществляется по нескольким ключевым предметным направлениям:

1. Исследования социо-философских аспектов фотографии. Среди наиболее ярких ра- бот можно отметить классическое эссе В. Беньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» [2], а также работы В. Флюссера и Ж. Бодрийяра.

2. Феноменология и постструктурализм в исследованиях фотографии. В рамках дан- ного направления фотографический образ исследуется как феномен сознания. Это направле- ние представлено «Комментарием к фотографии» Р. Барта [1], а также работой В. В. Савчука «Философия фотографии» [4].

3. Структурализм в исследованиях фотографии. Исследуются знаково-символические аспекты фотографии. Структурные исследования фотографии восходят к работе Ч. С. Пир- са «Икона, индекс и символ» [3], а в дальнейшем этот подход получил развитие в работах У. Эко, Ю. Кристевой, Ю. М. Лотмана.

4. Фотография как предмет исследования эстетики и философии искусства. Здесь не- обходимо отметить разработки уже упомянутого ранее В. Беньямина, исследователя фото- графии А. Руйе, ряд эссе С. Зонтаг и Р. Краусс.

В рамках указанных направлений формулируются актуальные проблемы теории фо- тографии. Отмечу шесть ключевых проблемных противоречий, которые и формируют собой повестку актуальных исследований:

1. Проблема документальности. Фотография интерпретируется как наиболее досто- верное свидетельство запечатленных событий и явлений, но в то же время она «фрагменти- рует» реальность, выделяя в ней экзотичные локальные и темпоральные формы.

2. Проблема фотоискусства. Фотография рассматривается как отдельный жанр изобразительного искусства, логичное и закономерное техническое развитие живопи- си, но в то же время фотография сама по себе не содержит ничего большего, чем кон- кретный фрагмент реальности, который не может быть однозначно приписан авторству фотографа.

3. Проблема кода. Фотография как средство визуальной коммуникации основывается на визуальных и культурных кодах (иногда даже используются формулировки «визуальный язык» или «язык фотографии»), но при этом фотография включает большой объем некоди- фицированной и некодифицируемой информации.

4. Технико-технологическая проблема. Фотографический образ обусловлен уровнем технологий, заложенных в фотокамеру как средство его производства, но в то же время экзо- тичность образа, его уникальная творческая составляющая может быть связана с нарушени- ем предписанного технологией процесса фотопроизводства.

5. Проблема уникальности. Фотографический образ предстаёт как уникальный фраг- мент бытия, вырванный из пространственного и временного континуумов, в то же время фотография не уникальна в силу своей неограниченной тиражируемости.

6. Проблема материальной ценности. Материальная основа фотографии — негатив — обесценивается в цифровую эпоху, так как цифровой негатив — файл — может быть также подвергнут неограниченному тиражированию. На данный момент эта проблема является одной из наиболее дискуссионных благодаря технологии NFT.

В качестве итога отмечу, что теория фотографии за XX в. разделилась на несколько базовых направлений; тем не менее, не все проблемы фотографии были разрешены, не всем её аспектам была дана достаточная интерпретация, при этом возникли новые социальные, технические и культурные факторы, влияющие на её развитие. Всё это вместе легло в основу представленной классификации направлений и проблем. Не исключено, однако, что пере- чень актуальных проблем будет только расширяться.

Литература

  1. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М., 2016.
  2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 2015.
  3. Пирс Ч. С. Икона. Индекс. Символ // Пирс Ч. С. Избранные философские произведения. М., 2000.
  4. Савчук В. В. Философия фотографии. СПб., 2015.

Назаренко, А. Н. Теория фотографии: Ключевые направления исследований / А. Н. Назаренко // Медиа в современном мире. 61-е Петербургские чтения : статьи участников ежегодного апрельского научного форума, Санкт-Петербург, 21–22 апреля 2022 года. Том 2. – Санкт-Петербург: ООО “Медиапапир”, 2022. – С. 67-69. – EDN JDQINC.