Назаренко Алексей Николаевич

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ВИЗУАЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ФЕНОМЕНА ПУБЛИЧНОГО ИМИДЖА

Назаренко, А. Н. Стадии развития визуальности на примере феномена публичного имиджа / А. Н. Назаренко // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 2-1(70). – С. 90-92. – EDN MPMRNG.

Аннотация. В работе демонстрируется обзор стадиальной модели визуальной культуры. Данная модель призвана обозначить трансформации визуальности в процессе социокультурного развития общетсва. Предлагается выделение трех стадий становления визуальности: структурная, эмансипационная и виртаульная. Ключевые особенности и характеристики этих стадий демонстрируются на примере развития феномена публичного имиджа.

Ключевые слова: визуальность, визуальная культура, имидж, публичный имидж, визуальный образ, визуальные исследования.

Abstract. The work demonstrates an overview of the stage model of visual culture. This model is intended to indicate the transformation of visuality in the process of socio- cultural development of society. It is proposed to distinguish three stages of the formation of visuality: structural, emancipatory and virtual. Key features and characteristics of these stages are demonstrated by the example of the development of the phenomenon of public image.

Key words: visuality, visual culture, image, public image, visual image, visual research.

Назаренко, А. Н. Стадии развития визуальности на примере феномена публичного имиджа / А. Н. Назаренко // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 2-1(70). – С. 90-92. – EDN MPMRNG.

Классическими в исследованиях культурной динамики являются подходы, предполагающие выделение последовательно сменяющих друг друга стадий. Как правило, эти стадии суть теоретические условности, служащие для описания определенных состояний социокультурного, технико-технологического, политического и экономического характера той или иной эпохи. Подобные модели широко применяются в культурологии (например, в теории культурной динамики П. Сорокина), антропологии (например, в теории М. Мид), социологии (Э. Тоффлер, Д. Белл, М. Кастельс), политэкономии (теория общественно-экономических формаций в марксизме) и других общественных науках. В рамках данного доклада я хотел бы продемонстрировать теорию стадиального развития визуальной культуры, а также показать её применимость к феномену публичного имиджа.

Мы можем понимать имидж различным образом. В узком смысле имидж — это система образного (и в первую очередь визуального) позиционирования индивида в процессах социальной коммуникации. В более общем смысле мы могли бы трактовать имидж как образную саморепрезентацию субъекта. В этой расширенной трактовке раскрываются фундаментальные основания феномена. Во-первых, имидж — это образный феномен, в первую очередь ориентирующий нас на визуальное восприятие, и только после — на концептуализацию. Всё как в поговорке: «Встречаем по одёжке, провожаем — по уму»: мы сначала видим и впечатляемся, а только потом оцениваем и анализируем. Во-вторых, имидж подразумевает саморепрезентацию, то есть конструирование образа на основе представления субъекта о самом себе. Это представление основывается не только на рациональном анализе, но и во многом на иррациональных предпосылках. Наконец, в-третьих, построение имиджа осуществляется субъектом, субстанционирующим себя, рефлексирующим, противопоставляющим себя природе, обществу — миру. Субъектность — черта новоевропейской культуры, а шаткий баланс субъективной исключительности с одной стороны и включенности индивида в мир в качестве его структурного элемента, объекта — с другой, обеспечивает подвижность его саморепрезентации и открывает нам понимание имиджа как меры самообъективации субъекта.

Разрешение противоречия между субъектностью и её манифестацией в публичном имидже проходит три стадии характерные для визуальной культуры в целом: структурную, эмансипационную и виртуальную.

Структурная визуальность характеризуется строгими взаимосвязями образов, реального положения вещей и концептуальной рецепции этого положения. В определенной мере идея структурной привилегированности визуальности может быть обнаружена в работе Дж. Бергера «Искусство видеть» [1], в которой он затрагивает проблему искусства в контексте социального неравенства. Если говорить об имидже, то на этой стадии он четко соответствует социальному положению субъекта. Каждая социальная позиция обладает своим набором символических, поведенческих, языковых и прочих атрибутов. Наблюдая за этими атрибутами, мы получаем информацию о социальном положении человека, его сословной принадлежности, профессиональном, семейном положением и т.д. То есть субъект посредством своего имиджа оказывается фактически «растворен» в социальном статусе. Заметим, однако, что незначительные отклонения в комбинациях социальных атрибутов могли сообщать об уникальных чертах того или иного субъекта.

Эмансипационная визуальность становится возможной с распадом сословных иерархий и либерализацией сословной структуры общества. Во многом идея эмансипационной визуальности продолжает мысли Ж. Бодрийяра о эмансипации знака [2] — процессе, характеризующем культуру постмодерна. В условиях визуальной культуры эмансипационного типа выбор имиджа становится персональным и свободным. Другими словами, субъект обретает способность манифестировать себя исходя из своего произволения. Заметим, что поначалу наступление этой эпохи одело элиту в джинсы, а низы спрятала за крупными лейблами люксовых брендов. Со временем настрой на эпатаж снизился, а освобождение имиджа от классовых связей завершилось девальвацией символической и визуальной привилегированности, то есть имиджевые атрибуты полностью освободились от того, что они были призваны означать.

Предпосылки к виртуальной визуальности можно только частично наблюдать в современной визуальной культуре. Виртуальность подразумевает вероятностность и конвенциональность образа. О виртуальном образе нельзя сказать, что он полностью эмансипирован от реального положения вещей, но связан он с ним слабыми и подвижными связями. То есть визуальный образ оказывается лишь условно и ситуационно связанным с реальностью и её концептуальной рецепцией. Имидж, таким образом, оказывается относительно свободным, относительно произвольным, но в определенном «коридоре» возможных символических и образных атрибутов. Можно сказать, что на этой стадии достигается определенный паритет между субъектностью и её имиджевой манифестацией. Предположим, что достигается это паритет за счет нарастающий сетевой структурностью социальной системы современного общества.

В качестве итога отметим, что феномен публичного имиджа органично отражает сущность каждой из стадий развития визуальной культуры. Безусловно, требуются тщательные теоретические и эмпирические исследования для обоснования и детализации характеристик предложенных в подходе описательных моделей. Однако, теория стадиального развития визуальности открывает широкие возможности как для интерпретации различных визуальных феноменов (как, например, реклама, телевизионные шоу, мода и т. п.),так и для построения прогнозов развития визуальной культуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Бергер Д. Искусство видеть. СПб.: Клаудберри, 2012. — 184 с.
  2. Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. — 387 с.

Назаренко, А. Н. Стадии развития визуальности на примере феномена публичного имиджа / А. Н. Назаренко // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 2-1(70). – С. 90-92. – EDN MPMRNG.